На что стоит обратить особое внимание при государственной регистрации юридических лиц
В условиях современной российской действительности административные правонарушения в области предпринимательской деятельности явление достаточно частое. Тем не менее, применение норм административного права органами исполнительной власти, судами иногда ставит в тупик предпринимателей и заставляет юристов задуматься.
Так, орган ФНС, применяя положение п.3 ст. 14.25 КоАП – об ответственности должностного лица за нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц – привлек к административной ответственности заявителя при государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью. В данных обстоятельствах неизбежно встает вопрос – является ли учредитель юридического лица должностным лицом?
В строгом смысле, должностное лицо – лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти. Однако законом предусмотрена административная ответственность иных категорий граждан как должностных лиц. Разъясняя указанную норму закона, Верховный суд РФ связывает категорию «должностное лицо» с осуществлением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций.
Так, организационно-распорядительные функции включают в себя, например, руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий.
К административно-хозяйственным функциям могут быть, в частности, отнесены полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, воинских частей и подразделений, а также совершение иных действий: принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т.п.
Очевидно, что заявитель при государственной регистрации юридического лица не является должностным лицом, а ИФНС необоснованно применяет нормы об административной ответственности. Результат – финансовые и временные затраты.
Чтобы не испытывать на себе негативные последствия неправильного истолкования ИФНС норм административного права, необходимо обратить внимание на следующее:
- При государственной регистрации юридического лица необходимо предоставлять полную информацию, требуемую законом, при этом предоставляемые сведения должны быть достоверными.Так, например, обязательным является указание ИНН, в случае если он ранее был присвоен. Регистрирующий орган тщательно проверяет всю информацию, предоставляемую лицом при государственной регистрации юридического лица. Непредоставление, а также предоставление недостоверной информации неизбежно влечет негативные последствия для заявителя – вплоть до отказа в государственной регистрации.
- Особое внимание, в последнее время, при проверке сведений о регистрируемом юридическом лице уделяется адресу, указываемому в Заявлении и учредительных документах. При государственной регистрации проверяется возможность фактического расположения постоянно действующих исполнительных органов юридического лица по указанному адресу (теплопункт не подойдет). Указание ненадлежащего адреса влечет отказ в государственной регистрации юридического лица. В этой ситуации следует помнить, что законом допускается регистрация юридического лица по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности – например, по месту жительства генерального директора.