Компания «Юридическое бюро» это:

Профессиональная команда, состоящая из 15 человек

Более 15 лет юридической практики

Оказание юридических услуг, более чем по 20 направлениям права

Более 500 успешно реализованных проектов

Более 300 довольных клиентов

Подпишитесь на наши группы в Facebook и Telegram

Подписаться на рассылку

Примеры материалов рассылки:

Как доказать или опровергнуть, что квартира сдается в аренду

Как проверить нежилое помещение перед покупкой

Как проверить квартиру перед покупкой

Риски покупки приватизированных квартир

Чем опасна продажа квартиры по заниженной стоимости

Методика выполнения юридической проверки квартиры

Обзор изменений в законодательство РФ - налог на вклады, мораторий на банкротство, изменение договора аренды, понижение страховых выплат

03.04.2020г.

Уважаемые клиенты! 

Предлагаем Вашему вниманию Обзор наиболее значимых «антикризисных» изменений законодательства: налог на вклады, мораторий на банкротство, изменение договора аренды, понижение страховых выплат. 

01.04.2020г. приняты Федеральный закон N 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (№98-ФЗ, далее также – «о ЧС») и Федеральный закон от 01.04.2020 N 102-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (№102-ФЗ, далее также – «о Налогах»).

Приняты также Федеральный закон от 01.04.2020 № 100-ФЗ  «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» (№100-ФЗ, далее также – «об уголовном наказании») и Федеральный закон от 01.04.2020 № 99-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (№99-ФЗ, далее также – «об административном наказании»).

Ознакомиться с текстами законов, Вы можете здесь:

Поскольку объем изменений является значительным, поправки затрагивают многие аспекты деятельности малого и среднего бизнеса, а также частных лиц, мы подготовили краткий обзор наиболее значимых «антикризисных» мер, предложенных законодателем:

1. Подоходный налог с процентов по вкладам, дохода по облигациям (102-ФЗ

2. Снижение общей ставки страховых взносов для малого и среднего бизнеса (102-ФЗ)

3. Широкие полномочия Правительства РФ по регулированию особенностей действия некоторых положений НК РФ и иных федеральных законов в период с 1 января до 31 декабря 2020 года (включительно) (102-ФЗ, 98-ФЗ)

4. Мораторий на возбуждение дел о банкротстве (98-ФЗ)

5. Особенности регулирования договора аренды нежилого помещения (98-ФЗ)

6. Мораторий на проведение проверок малого и среднего бизнеса, предусмотренных ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (98-ФЗ)

7. Изменение сроков исполнения государственных контрактов, заключенных в соответствии с № 44-ФЗ (98-ФЗ)

8. Полномочия избирательных комиссий по принятию решения об отложении голосования на выборах, референдумах при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (98-ФЗ)

9. Изменение административной и уголовной ответственности за отдельные правонарушения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации (99-ФЗ, 100-ФЗ)

1. Подоходный налог с процентов по вкладам, дохода по облигациям

Закон №102-ФЗ изменяет режим налогообложения следующих видов доходов физических лиц:

1)     доходы в виде процентов, полученных по вкладам (остаткам на счетах) в банках, находящихся на территории Российской Федерации;

2)     доходы в виде процента (купона, дисконта), полученного по обращающимся облигациям российских организаций, номинированным в рублях;

3)   суммы процентов по государственным казначейским обязательствам, облигациям и другим государственным ценным бумагам бывшего СССР, государств - участников Союзного государства и субъектов Российской Федерации, а также по облигациям и ценным бумагам, выпущенным по решению представительных органов местного самоуправления.

Закон устанавливает порядок расчета налогооблагаемой базы, от которой должен быть уплачен 13%-ый налог на полученные проценты по вкладам. Формула расчета налогооблагаемой базы:

 Х*Y – 1 000 000*Z

Х – размер вклада (остатка по счету)

Y – процентная ставка по вкладу (счету)

Z – ключевая ставка Банка России[1], действующая на первое число налогового периода (на 1 января 2020г.)

То есть при нынешней ключевой ставке в 6% необлагаемый доход со вкладов составит 60 тысяч рублей в год. Все, что выше – подлежит налогообложению по ставке 13%. Аналогичный размер налога и порядок расчета установлен для налоговых нерезидентов.

Доходы по вкладам со ставкой менее одного процента, а также доходы по счетам эскроу налогом не облагаются.

Доходы, номинированные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по официальному курсу Банка России, установленному на дату фактического получения дохода[2].

Сведения о суммах выплаченных процентов в отношении каждого физического лица, которому производились такие выплаты в течение налогового периода, в налоговый орган предоставляет Банк. При этом налогоплательщики, получившие такие доходы, уплачивают налог самостоятельно на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога. Налогоплательщик вправе не указывать такие доходы в налоговой декларации.

Облагаются налогом купоны корпоративных облигаций независимо от даты их выпуска, а также процентный доход по государственным и муниципальным облигациям по ставке 13% в полном объеме.

Поправки должны вступить в силу с 1 января 2021 г. и будут применяться к доходам, полученным налогоплательщиками начиная с этой даты. В таком случае платить налог со вкладов гражданам придется лишь в 2022 г. (не позднее 1 декабря 2022г.).

 2. Снижение общей ставки страховых взносов для малого и среднего бизнеса

Одобрено двукратное снижение общей ставки страховых взносов, с 30 до 15%, во внебюджетные фонды для малого и среднего бизнеса с зарплат сотрудников, превышающих минимальный размер оплаты труда (МРОТ).

Согласно закону №102-ФЗ, с 1 апреля 2020г. малый и средний бизнес будет платить с зарплат сотрудников выше МРОТ страховые взносы:

1) в Пенсионный фонд России по ставке 10% (как в рамках предельной величины базы, так и свыше);

2) в Фонд обязательного медицинского страхования  — 5%;

3) в Фонд социального страхования (на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством) — 0%.

Сейчас российский работодатель должен платить за сотрудника страховые взносы по ставке 30% от заработной платы. 22% поступает в Пенсионный фонд, 5,1 %- вФОМС, 2,9% - в ФСС.

3. Широкие полномочия Правительства РФ по регулированию особенностей действия некоторых положений НК РФ и иных федеральных законов в период с 1 января до 31 декабря 2020 года (включительно)

Законы №98-ФЗ и №102 (статья 1 о Налогах и статья 17 о ЧС) предоставляют Правительству РФ широкие полномочия по изданию в 2020 году нормативно-правовых актов, регулирующих такие вопросы, как:

  • приостановление, отмену или перенос на более поздний срок мероприятий налогового контроля;
  • продление установленных НК РФ сроков уплаты налогов (авансовых платежей по налогам);
  • продление сроков представления в налоговые органы налоговых деклараций (расчетов), бухгалтерской (финансовой) отчетности и (или) иных документов (сведений);
  • дополнительные основания предоставления в 2020 году отсрочки (рассрочки) по уплате налогов;
  • особенности начисления и уплаты пени в случае несвоевременной и (или) не полностью внесенной платы за жилое помещение и коммунальные услуги, взносов на капитальный ремонт, установленных жилищным законодательством РФ.

Таким образом, принимаемые в связи с введением на территории РФ чрезвычайной ситуации «антикризисные» меры Правительство вправе устанавливать самостоятельно. О принятых постановлениях и иных нормативно-правовых актах Правительства РФ можно узнать здесь: http://government.ru/docs/ .

 4. Мораторий на возбуждение дел о банкротстве

 Закон №98-ФЗ вводит в Закон о банкротстве новую статью 91 , в соответствии с которой предусматривается право Правительства РФ ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами (любой категории) на срок, устанавливаемый самим Правительством РФ.

 Правительство РФ определяет отдельные виды экономической деятельности, предусмотренные Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭДы), а также отдельные категории лиц и (или) перечень лиц, на которые будет распространяться действие моратория.

 Заявления кредиторов о признании несостоятельными таких категорий должников, поданные в арбитражный суд, будут возвращены. Уведомления о намерении обратиться с заявлением о признании несостоятельными таких категорий должников не будут размещаться в ЕФРСБ (ЕФРСДЮЛ) до окончания срока действия моратория. Уже включенное в реестр уведомление не будет предоставлять кредитору право обратиться с заявлением в арбитражный суд.

В период действия моратория не будет действовать обязанность директора должника и иных лиц (статья 9 Закона о банкротстве), а также физического лица (статья 2134 Закона о банкротстве) обратиться с заявлением о признании его несостоятельным.

В период действия моратория приостанавливаются начисление неустоек и санкций, обращение взыскания на заложенное имущество и все исполнительные производства. При этом должник не вправе выплачивать дивиденды, производить зачеты встречных требований (если нарушается очередность), а сделки должника (кроме обычных хозяйственных, цена менее 1% от стоимости активов), совершенные во время моратория, признаются ничтожными.

Период подозрительности для целей оспаривания сделок включает в себя период действия моратория.

Закон упрощает заключение мирового соглашения. В частности, должник может попросить суд утвердить соглашение, даже если кредиторы за него не проголосовали, в случае если ранее (в период действия моратория) было получено письменное согласие кредитора на заключение такого мирового соглашения.

В течение срока действия моратория (для всех категорий должников) по решению арбитражного управляющего в форме заочного голосования проводятся собрания кредиторов, комитета кредиторов, участников строительства и собрания работников, бывших работников любого должника.

5. Особенности регулирования договора аренды нежилого помещения

В отношении договоров аренды недвижимого имущества, заключенных до принятия в 2020 году решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации, в течение 30 дней со дня обращения арендатора соответствующего объекта недвижимого имущества арендодатель обязан заключить дополнительное соглашение, предусматривающее отсрочку уплаты арендной платы, предусмотренной в 2020 году. Требования к условиям и срокам такой отсрочки устанавливаются Правительством РФ дополнительно.

Размер арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества может изменяться по соглашению сторон в любое время в течение 2020 года.

Арендатор по договорам аренды недвижимого имущества вправе потребовать уменьшения арендной платы за период 2020 года в связи с невозможностью использования имущества, если такая невозможность связана с принятием в 2020 году решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации.

6. Мораторий на проведение проверок малого и среднего бизнеса, предусмотренных ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»

Если иное не установлено Правительством Российской Федерации, проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, не проводятся с 1 апреля по 31 декабря 2020 года включительно, за исключением проверок, основаниями для проведения которых являются причинение вреда или угроза причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

 7.   Изменение сроков исполнения государственных контрактов, заключенных в соответствии с № 44-ФЗ

В 2020 году по соглашению сторон допускается изменение срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги, если при его исполнении в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, а также в иных случаях, установленных Правительством РФ, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения.

Изменение условий осуществляется при наличии в письменной форме обоснования такого изменения на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации и после предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения исполнения контракта, если предусмотренное настоящей частью изменение влечет возникновение новых обязательств поставщика, не обеспеченных ранее предоставленным обеспечением исполнения контракта, и требование обеспечения исполнения контракта было установлено в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона при определении поставщика (подрядчика, исполнителя).

До 31 декабря 2020 года при осуществлении закупок заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта, обеспечения гарантийных обязательств в извещении об осуществлении закупки и (или) в проекте контракта, за исключением случая, если контрактом предусмотрена выплата аванса.

8. Полномочия избирательных комиссий по принятию решения об отложении голосования на выборах, референдумах при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации

При введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в случае, если назначены или должны быть назначены выборы в соответствии со сроками, предусмотренными статьей 10 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», при наличии угрозы жизни и (или) здоровью избирателей, участников референдума, голосование может быть отложено.

9. Изменения в КоАП РФ:

Статья о нарушении законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения дополнена квалифицированными составами (6.3 КоАП):

1) в период режима чрезвычайной ситуации или карантина, либо невыполнение в установленный срок законного предписания или требования органа (должностного лица);

2) те же действия, повлекшие причинение вреда здоровью человека или смерть человека, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.

Административная ответственность для граждан – штраф до 300 000 руб.

Введена ответственность за распространение под видом достоверных сообщений заведомо недостоверной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, и (или) о принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты от указанных обстоятельств. Ответственность устанавливается только для юридических лиц.

Введена новая статья 20.61 - Невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения с квалифицированным составом (действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу). Ответственность для граждан – до 50 000 руб.

10. Изменения в УК РФ:

Введена статья 2071 об уголовной ответственности за публичное распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, и (или) о принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты от указанных обстоятельств.

Введена статья 2072 об уголовной ответственности за публичное распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной общественно значимой информации, повлекшее по неосторожности причинение вреда здоровью человека (квалифицированный состав: 1) повлекшее по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия).

Предусмотрено ужесточение наказание за нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей либо создавшее угрозу наступления таких последствий (уголовное вплоть до ограничения свободы на срок до двух лет).

Наша Компания в этот непростой период готова оказать Вам максимальную правовую поддержку для минимизации и предотвращения возможных рисков.

Скачать эту статью в формате PDF