Счета россиян в заграничных банках: новая обязанность по предоставлению отчетности о движении денежных средств
В настоящее время вступили в законную силу изменения в валютном и налоговом законодательстве, согласно которым все физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, обязаны представлять налоговым органам отчеты о движении денежных средств по принадлежащим им счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ с подтверждающими такие отчеты банковскими документами.
Изменения коснутся тех россиян, которые являются в соответствии с налоговым и валютным законодательством резидентами Российской Федерации, не обладают статусом индивидуального предпринимателя (адвоката, нотариуса и проч.), и имеют счета в зарубежных банках, пополняемые из различных источников и используемые для оплаты товаров (работ, услуг), в том числе посредством «привязанной» к счету банковской карты (в том числе за пределами РФ). В соответствии с законом налоговые резиденты РФ обязаны уплачивать налог на доходы физических лиц (далее – «НДФЛ») и с доходов, полученных от источников за пределами РФ.
О порядке и сроках предоставления отчетности
По новым правилам для таких физических лиц, помимо имевшейся ранее обязанности уведомления о закрытии (открытии) счета в иностранном банке, установлена дополнительная обязанность по предоставлению отчетности по таким зарубежным счетам. Впервые такой отчет должен быть предоставлен в 2016 году – за 2015 год соответственно.
Следует отметить, что в настоящий момент порядок предоставления подобных отчетов не утвержден, соответствующий законопроект находится на этапе разработки. Ответственность для физических лиц за несоблюдение данной обязанности, в том числе административная или уголовная, сейчас также отсутствует.
Поскольку обязанность по предоставлению соответствующей отчетности установлена федеральным законодательством, каждому пользователю зарубежных счетов предстоит самостоятельно решить, раскрывать соответствующую информацию в добровольном порядке или нет. Нельзя забывать также и о том, что законодатель в любой момент может установить наказание для лиц, не выполняющих данную обязанность.
Особенности нормативного регулирования
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», лица, являющиеся резидентами:
- вправе открывать без ограничений счета (вклады) в иностранной валюте и валюте РФ в банках, расположенных за пределами территории РФ (за исключением отдельных категорий лиц – государственных служащих);
- обязаны уведомить налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии) таких счетов (вкладов) и об изменении реквизитов счетов (вкладов), не позднее одного месяца со дня соответственно открытия (закрытия) или изменения реквизитов таких счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории РФ.
При этом в Законе содержится исчерпывающий перечень случаев зачисления денежных средств на счета (вклады) резидентов, открытые в банках за пределами территории РФ.
В целом закон предусматривает такие случаи поступления денежных средств, как:
- перевод денег с других счетов, открытых в банках за пределами территории РФ;
- зачисление сумм кредитов или займов в иностранной валюте, полученных по кредитным договорам и договорам займа с организациями-нерезидентами: кроме того, на счета физических лиц – резидентов могут быть зачислены денежные средства, полученные от нерезидентов в виде суммы доходов от сдачи в аренду (субаренду) нерезидентам расположенного за пределами территории РФ недвижимого и иного имущества;
- денежные средства, полученные от нерезидентов в виде заработной платы, пенсий, стипендий, алиментов и иных выплат социального характера, страховых выплат некоторых иных выплат, и некоторые другие.
Физические лица - резиденты вправе без ограничений осуществлять валютные операции с использованием средств, зачисленных в соответствии с установленным порядком на счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории РФ. Запрет (условие) – такие операции не должны быть связаны с передачей имущества и оказанием услуг на территории РФ.
В соответствии с последними изменениями, внесенными в часть 7 статьи 12 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», физические лица – резиденты обязаны представлять налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ с подтверждающими банковскими документами в порядке, устанавливаемом Правительством РФ по согласованию с Центральным банком РФ.
Порядок осуществления подобной обязанности для юридических лиц ранее был урегулирован Постановлением Правительства РФ от 28.12.2005 № 819 . Как прямо указано в статье 1 указанного документа, порядок не применим в отношении физических лиц. Правила предоставления отчетов в отношении физических лиц на настоящий момент находятся в стадии разработки и еще не утверждены. Подробнее об этом писали также коллеги из Компании «PricewaterhouseCoopers».
Кроме того, законом и ранее устанавливалась обязанность резидентов вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора (ст. 24 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»).
Ответственность за непредоставление отчетности
Специальной ответственности для физических лиц за непредставление отчета о движении средств пока не установлено. Маловероятно, но все же возможно, что контролирующие органы могут квалифицировать невыполнение данной обязанности как осуществление незаконных валютных операций. За совершение подобного правонарушения предусмотрена ответственность по части 1 ст. 15.25 КоАП, где для физических лиц санкцией является административный штраф в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции. При этом представление гражданином в налоговый орган уведомления об открытии (закрытии) счета в зарубежном банке с нарушением срока или не по установленной форме – влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей (в случае непредставления - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей).
Таким образом, поскольку на настоящий момент порядок исполнения новой обязанности имеет недостаточное нормативное регулирование, каждому предстоит самостоятельно взвесить все риски и принять решение об ее исполнении в отсутствие четких санкций.