Мораторий переоценки недвижимого имущества для целей налогообложения
В текущем году большинству собственников объектов недвижимости предстоит испытать на себе одну из новелл налогового законодательства – уплату налога с указанных объектов по их кадастровой стоимости (за 2015 год). Которая, как известно, должна соответствовать рыночной. По букве закона. На практике может и не соответствовать. Что, собственно, налоговые органы и не скрывают, предлагая собственникам заранее озаботиться проблемой и воспользоваться информационными ресурсами, личным кабинетом и прочими полезными сервисами.
Вопрос о так называемой рыночной стоимости так же неоднозначен. В текущей ситуации рынок весьма динамичен. На то он и рынок: индикатор баланса спроса и предложения. Только платить налог на недвижимость надо за календарный год, в течение которого рынок (а с ним и рыночная цена) могут колебаться вместе с линией партии или конъюнктуры, но могут и, если не рухнуть, то приблизиться к очередному дну. Соответственно, актуальным и важным является механизм корректировки нормативной кадастровой стоимости, ее корреляции с рыночным стандартом.
В случае несогласия с объявленной налоговиками стоимостью, собственник может попытаться обжаловать ее в административном или судебном порядке. Симптоматично, что, несмотря на относительную «молодость» правил налогообложения по кадастровой стоимости, они уже стали предметом анализа высшей судебной инстанции. Его результаты нашли отражение в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости».
И вот новость последних дней: Госдумой принят закон, предусматривающий введение моратория (до 1 января 2020 года) на переоценку недвижимого имущества для целей налогообложения (Федеральный закон от 03.07.2016 № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Текст данного документа в данной части весьма сложен и содержит множество отсылок (подробнее см.: Законопроект № 985767-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части уточнения положений по вопросам оценки имущества)»). Кратко суть - в ближайшие годы для целей расчета налога на объекты недвижимости будет использоваться кадастровая стоимость, установленная по состоянию на 1 января 2014 года.
Представляется, что данное новшество – не соблюдение традиции править новые законы. И даже не проявление заботы об электорате накануне выборов (хотя о социально-положительной направленности моратория больше всего и говорилось участвующими в принятии указанного проекта).
К сожалению, дата начала экономического бума с ростом цен на недвижимость пока, мягко говоря, не определена. О перспективах такого роста говорит только истошная реклама застройщиков и риэлторов. Стоит напомнить, что массовый переход к кадастровой стоимости с ориентиром на рыночную произошел в 2014 году. Тогда ещё не отразились в полной мере негативные экономические и прочие последствия на уровень цен на объекты недвижимости. Фиксация уровня цен 2014 года в данном контексте может рассматриваться как очередной фискальный трюк. Для несогласных испытывать на себе такие фокусы остается путь судебного оспаривания. Пока не ввели и на это мораторий.