В новом Кодексе все по-старому
В конце марта Президент РФ В.В. Путин внес в Государственную Думу РФ законопроект N 246960-6 «Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации» (далее – законопроект, КАС РФ). Рассмотрение законопроекта в первом чтении запланировано Госдумой на начало мая 2013г.
Итак, для чего принимается новый процессуальный Кодекс и что в нем нового?
На первую часть вопроса ответить не сложно – это ожидаемый Кодекс. О создании в России полноценной административной юстиции ходят разговоры уже около 10 лет. В свое время Госдума уже рассматривала похожий законопроект, внесенный Верховным Судом РФ, и не приняла его ввиду наличия огромного количества заимствований из ГПК РФ, да и в целом в связи с его неудовлетворительным содержанием. Это было лет 5-6 назад. Кроме действительно слабой проработки проекта Кодекса, что ни в то время, ни сегодня никого не останавливает, вопрос тогда свелся к перераспределению полномочий между ВАС РФ и ВС РФ и возможному созданию административных судов в рамках системы судов общей юрисдикции. Поскольку ни первое, ни второе не устраивало многих, тот законопроект был положен «в долгий ящик».
Однако этот вопрос снова поднял теперь уже сам Президент РФ на съезде судей в ноябре 2012г. Тогда он заявил о том, что первым шагом к созданию административной юстиции в России должно стать принятие нового процессуального Кодекса, регламентирующего рассмотрение судами (и арбитражными и общей юрисдикции), административных дел. Необходимо это, по его мнению, для того, чтобы упрочить гарантии прав граждан, вступивших в конфликт с органами власти.
Таким образом, вопрос о полномочиях и о создании новых судов был снова отложен, а вот проект нового Кодекса Президент действительно внес в Госдуму.
Ответить на вторую часть вопроса (а что принципиально нового в Кодексе?) гораздо сложнее.
Во-первых, удивителен тот факт, что проект Кодекса совершенно не обсуждался с юридической общественностью. Ученые-процессуалисты узнали о нем только тогда, когда проект уже был внесен в Думу. Кто именно разрабатывал этот проект тоже остается тайной, покрытой мраком.
Во-вторых, поверхностный анализ проекта, показывает, что он примерно на 80% состоит из норм, заимствованных из ГПК РФ. Возникает вопрос – а зачем принимать Кодекс – дубликат?
В-третьих, странным представляется то, что проектом регулируется лишь деятельность судов общей юрисдикции по рассмотрению дел, возникающих из публичных правоотношений. Деятельность арбитражных судов по рассмотрению аналогичных дел, отнесенных к их подведомственности, по-прежнему будет регулироваться АПК РФ.
В-четвертых, проект не включает в себя регламента рассмотрения дел об административных правонарушениях, которые являются по сути самыми «главными» административными делами. Рассмотрение этой категории дел по-прежнему будет регулироваться КОАП РФ.
И последнее, что искренне удивляет – это набор категорий дел, которые согласно проекту подлежат рассмотрению по правилам административного судопроизводства. Среди регламентов рассмотрения привычных и просто «вырезанных» из ГПК и «вставленных» в новый Кодекс дел, возникающих из публичных правоотношений, в КАС РФ помещены правила рассмотрения дел о приостановлении деятельности и ликвидации партий, общественных объединений и даже (!!!) религиозных и иных некоммерческих организаций, о прекращении деятельности средств массовой информации (все эти дела ранее рассматривались в исковом порядке), о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар (дела особого производства) и даже дела о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или на исполнение судебного акта в разумный срок.
В первом приближении кажется, что проект сшит по принципу «лоскутного одеяла». Разработчики пытались наполнить его хоть какими-нибудь категориями дел, чтобы не была столь очевидно видна аналогия с главой ГПК, регулирующей в настоящее время рассмотрение дел, возникающих из публичных правоотношений. По сути своей же новый проект – копия ГПК РФ с некоторыми «вкраплениями» новизны. По – крайней мере, проект точно не имеет новой концептуальной основы или новой «методологии», как об это заявлено в объяснительной записке к законопроекту.
Помещение же в проект регламентов рассмотрения тех категорий дел, которые ранее не рассматривались по правилам производства из публичных правоотношений, не только не соответствует доктринальному пониманию природы этих дел, но и ухудшает положение граждан и их объединений по сравнению с существующим положением.
Сегодня эти дела рассматриваются в основном в исковом производстве (за исключением помещения в псих. стационар и присуждения компенсации за право на разумный срок разбирательства дела). Т.е. сегодня это состязательный процесс. Согласно проекту процесс по данным делам станет следственным. Это в свою очередь свидетельствует об усилении вмешательства государственной власти в частно-правовые по своей природе правоотношения (по крайней мере, если говорить о религиозных организациях и тем более «иных некоммерческих», а также о средствах массовой информации) через судебный процесс.
Однако, несмотря на все очевидные недостатки этого законопроекта, то, при каких обстоятельствах и кем он внесен в Госдуму, позволяет предположить, что в самом ближайшем будущем КАС РФ будет принят и станет полноценным новым российским процессуальным кодексом. И это, коллеги, печально.